Праздник 5 августа - Международный день светофора
Если быть дотошным, то надо констатировать, что именно 5 августа в 2015 года исполнился ровно 101 год, как в практику дорожного (автомобильного и пешеходного движения) попытались ввести регулирующие устройства. Автором изобретения явился инженер Джейм Хог. Таковых устройств в американском городе Кливленд было четыре на пересечение 105-й улицы с авеню Эвклид. Первые светофоры были двух цветов - зеленый и красный. Их переключение сопровождалось звуковыми сигналами.
С тех пор 5 августа и отмечается на всех пяти континентах, как Международный день светофора. В названии устройства, регулирующего движение на дорогах, есть русский след (наш - свет) и греческий ( форос - несущий ) - свет несущий, светофор. Отмечается знаменательный день по-разному. В России, в частности, в мероприятия вовлечены в основном дети: взрослые уже хорошо подготовлены к тому, как вести себя на регулируемых дорожных перекрестках. В гости к мальчишкам и девчонкам в учебные заведения приходят сотрудники ГИБДД, выступают перед ними с просветительными беседами, как правильно вести себя на дорогах, пешеходных перекрестках, и все это в рамках Правил дорожного движения. Школьные редколлегии посвящают этому дню стенгазеты с рисунками светофоров разных времен и разных народов и даже фотографии с перекрестков с сюжетами, когда пешеходы, и особенно дети, ведут себя правильно, пересекая "зебру" и ориентируясь на цвет или звук сигналов, а когда рискуют здоровьем или даже жизнью, нарушая запреты. В ходу в школах конкурсы на лучший рисунок светофора, распространение листовок по правилам дорожного движения. В городах России немало в парковых зонах имитаций детских городков с улицами, регулируемыми перекрестками, в том числе и светофорами, и там устраиваются соревнования, кто из детишек грамотнее проедет тот или иной участок. К слову, движение на дорогах регулируется не только электронными устройствами со звуковыми сигналами или без них, но и "зебрами". Полосы на перекрестках получили название по имени животных, имеющих белую и темную окраску. Шириной они в 40-60 сантиметров и дающими преимущественное право движения пешеходам, даже если светофоров на перекрестке нет и вовсе. Впервые "зебры" появились еще в 1930 году в Лондоне по указанию министра Хор Белиша, Но тогда они были в виде металлических шпилек на проезжей части и столбам на противоположных сторонах перекрестков с фонарями на верху того же зеленого и красного цветов. А, вот, нарисованными на перекрестках с белыми и черными полосами "прописались" В Соединенном Королевстве в 1946 году. В 1953 - нашли распространение в Германии, а семь лет спустя и в СССР." К слову, 3 сентября 2010 года Государственная автоинспекция МВД России провела в Москве первую акцию безопасного движения на дорогах, во время которой, ориентируясь на цветовые и звуковые сигналы светофоров, через перекресток водили лошадок с расцветкой "зебры". Вот это был действительно наглядный урок и для детей, да и, собственно, взрослых!
Светофоры бывают разными
Представьте себе, что это именно так! К примеру, в Японии первоначально использовали вместо зеленого синий цвет. И только много позже заменили на зеленый. Психологами доказано, что именно он воспринимается и водителями и пешеходами более спокойно. А красный предупреждает об опасности. Желтый действует возбуждающе - пешеход настораживается, и он прав: желтый предупреждает о смене цветового сигнала. Интересно, что в Бразилии с 22 до 5 утра красный сигнал всеми игнорируется, и это связано с осложнившейся криминогенной обстановкой. А, вот, в Германии в Берлине вы можете столкнуться с тринадцатью, вместо трех, сигналами светофоров. Попробуй-ка разберись! В Корее пешеходные перекрестки регулируют девушки-автоинспекторы. Красавицы - заглядишься! И они стали чем-то, вроде, местных достопримечательностей. Светофора, как правило, красного и зеленого цветов есть непосредственно у железнодорожных переездов. Располагаются они на шлагбауме, опущенном при приближении составов. Светофоры могут быть установлены и на пересечении магистралей с трамвайными путями.
Светофоры шагают по планете
Хотя официально Международный день светофора отмечается во всем мире 15 августа, первое регулирующее дорожное движение устройство появилось значительно раньше этой даты А именно в 1868 году. В Лондоне. У здания парламента. И тоже двух цветов. Но оно взорвалось, и напугало всех на столько, что о нем забыли на целых полвека. В 1910 году, и снова в Великобритании, регулирующее устройство появилось вновь. Потом наступил тот самый Кливленд в 1914-ом. Шесть лет спустя трехцветными светофорами обзавелись Детройт и Нью-Йорк. в 1930 они появились в Ленинграде ( на углу Невского и Литейного ) и Москве ( на углу Петровки и Кузнецкого моста). Третьим городом в нашем Отечестве, который обзавелся светофорами, стал Ростов-на-Дону. В 1936 - на Украине в Харькове. А в 2010 году у нас в Перми даже появился памятник светофору.
Удобно и плохо слышащим и незрячим
Ныне год от года светофоры становятся все современнее и современнее. Положим, человек плохо слышит, но видит прекрасно. Он вполне может ориентироваться не только на три световых сигнала. Когда пешеходам разрешается идти, сбоку загорается зеленое табло с шагающим человечком. Запрет - красный человечек. Легче стало и тем, кто плохо или совсем не видит. К перекрестку его подводит ребристая дорожка, которую он хорошо чувствует ногами. А когда можно или нельзя идти его информирует на слух звуковой сигнал. Вначале он с длинными паузами, которые затем сокращаются и наконец, светофор замолкает. Реагировать на звуковые сигналы очень просто. Меняются и расцветки "зебры". Где-то они по-прежнему чередуются с белого на черный цвет, а в иных городах с красного на желтый или с белого на желтый. Комбинации могут быть разные. Но задача их одна - чтобы был издалека и четко виден пешеходный переход, и чтобы на него могли ориентироваться ка водители, так и пешеходы.
...
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста,
сообщите нам об этом