На главную

Семенов день

Любим и широко отмечаем славянскими народами ежегодно 1 ( 14 ) сентября. Почему разница в днях? Заключается в юлианском календаре - старом стиле после перехода на григорианский календарь ( новый стиль). В восемнадцатом веке разница составляла 11 суток; в девятнадцатом веке - 12 и в двадцатом столетии - 13 суток. Отсюда - первое и четырнадцатое числа. Но при всем при том праздник приходится как раз на самое начало первого осеннего месяца - на первое сентября, начало Новолетия или по нашему - наступление нового года. Кстати, праздник со статусом не только народного, но и церковного. Посвящен Новому году, Новому лету и занесен в церковные календари, сопровождается богослужениями. При том не только в православии, но и в католичестве. С той лишь разницей, что католики отмечают его по юлианскому календарю 5 января. Заметим при этом - праздник Семен Летопроводец проходит трижды. Первые осенины выпадают на 14 сентября; вторые или праздник урожая, когда лето ушло, а осень властно вступила в свои права - 21 сентября и третьи осенины - Воздвижение, Змеиный праздник - 27 сентября, когда урожай убран не только с полей, но и с огородов.

Семенов день

В честь святого Симеона - столпника

Праздник Семена Летопроводца получил свое название от имени Симеона Столпника и в его память. Жил он в 390 - 459 годах. Считается христианским святым и сирийским основоположником новой формы аскезы - столпничества. Потому как тридцать семь лет провел на столпе (в построенной им же башне) в посте и неустанных молитвах. Но тут не надо его путать с другим святым под именем Симеона- столпника, но Дивногорца - 596 год. Что касается непосредственно нашего Симеона- столпника, то Бог за его усердие в вознесении молитв и воздержание от пищи насущной даровал ему умение исцелять больных разными недугами, а также предвидеть будущее, и этими уникальными дарами святой активно пользовался, чем снискал огромное уважение и почитание православных христиан.

Разночтения в наступлении новолетий

Если говорить о наших днях, то в большинстве стран принято, чтобы главы государств поздравляли своих соотечественников с наступлением Нового года (Новолетием ) именно накануне первого января. Такую же приятную миссию берет на себя и Патриарх Всея Руси. В канун первого января, поздравляя с Новолетием, он высказывает пастве и самые добрые пожелания. В то же время надо заметить, что во всем мире, вернее в разных странах наступление Нового года (Новолетия) не всегда приходится в ночь с тридцать первого декабря на первое января. В государствах Средней Азии, к примеру, Новый год отмечается в марте - Наурыз, Навруз ( Казахстан - 22 марта). Да и в самой России-матушке празднование Нового года в самом начале января введено Указом императора Петра Первого 20 декабря в 1699 году. Так что впервые зимний Новый год был отмечен у нас в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года. Как известно, Самодержец наш Петр любил бывать по заграницам, перенимая у Европы полезное для своей страны, вот он и заинтересовался однажды в Голландии волшебным, по его мнению, зимним праздником с елками, подарками и угощениями и решил перенес и торжество на отечественную почву, что с рвением и сделал. А до этого Новый год наступал на Руси первого сентября. И тоже по Указу Государя, но Иоанна Третьего ( Васильевича), которого народ дружно прозвал Грозным. По примеру Греческой церкви, Византии с первого сентября 1492 года (7000 год от сотворения мира) и по 1699 год ( 7207 год от сотворения мира ) на Руси и стало отмечаться Новолетие, и продолжалось оно, как видим, целых два столетия. Заканчивалось лето, и наступал Новый год. Как считалось, именно в этот день Господь и сотворил наш мир. Новый год отмечался первого сентября широко и торжественно. Звонили и звонят церковные колокола. Народ в прошлом мог лицезреть в Кремле царя и бояр в пышных одеяниях. Пиры, гулянья, игры - это и многое другое имело место в День наступления Новолетия. Праздник получил статус как гражданского, так и церковного. И продолжался он целую неделю, которую так и прозвали в народе Семеновской. При этом не только щедро раздавались царские милости. Семенов день звали и Судным днем. Можно было подать власть предержащим челобитные, жалобы. Если кто опоздал к сроку рассмотрения, назывался виноватым. Оправданному выдавалась "Правая грамота". Семенов день - день уплаты оброка, дани, пошлин. И за то строго спрашивалось. Пересматривались и заключались новые договора, новые сделки. Теплую погоду в Семеновскую неделю звали "бабьим летом". Оно продолжалось от Симеона до дня рождения Пресвятой Богородицы. Все еще пока было зелено - травы, листва. Паучки продолжали плести свои сети. Пернатые клевали траву на полях. Если не улетали - к теплой осени. К теплой зиме. Сухо окрест - и вся осень сухой будет. Не убрали вовремя хлеба - пропал урожай. Говаривали: "В Семенов день до обеда паши, а после обеда руками маши!." Были и другие поговорки и приметы.

Новолетие - пора свадеб и новоселий

А как же без них?! Создавались новые семьи. Да и прежним простор был необходим. Переезжая в новые избы, наперед пускали в них кошек и петухов. По поверью, те избавляли новые хоромы от всякой нечистой силы. При новосельях не забывали и о домовых. Разводили в горшках огонь, обносили им все углы. Предлагали домовому выбрать тот, что ему больше по душе. На Семенов день вообще было принято гасить старый огонь в печи. Трением добывали новый. От него зажигали все печи в деревнях - Новый год, новый огонь, новые заботы. Не скупились на добрые дела богатые. Выставляли у домов бочонки с бражкой, пивом - пей, веселись, честной народ! И закусить чем полагалось.

Обряд пострига

Ему подвергались мальчишки в возрасте от двух и трех лет. Что означало переход от младенчества к более серьезной ипостаси. Поначалу служили молебен. Потом выстригали с головы мальца пучок волос - "гуменец" (у служителей католической церкви - выбритое место на темени). Сажали дитя на коня. За поводья водили окрест дома, огорода. Поводья брал в руки крестный отец. Обряд означал начало служения мальчишки родной земле. У стремени шла божатушка ( крестная мать) с иконой. С того дня мальчики передавались в мужские руки - отцу, дядьям, для мужеского воспитания. И им в руки - топоры, соха, борона - чисто мужская работа. И одежда мужская - штаны, шапки-ушанки. Девочкам - все женское - платья, юбки, первая коса, прокалывали уши для сережек. Работа предстояла соответственная - с веретеном, пряжей, куделей.

Засидки ( посиделки)

Известное дело - с наступлением сентября световой день становится короче. Потому в избах работали уже при огне. Лучинах, свечах и тому подобное. А дел было невпроворот. Тут тебе мужикам и новые и уздечки справить, и обувь износившую починить, горшки, крынки новые изготовить. У женщин свои заботы - соленья, варенья, шитье, ткачество. И так до наступления весны, лета, когда дни становятся продолжительны и светлы, и огня лучин и свечей уже не нужно. В народе о человеке в эту пору говорили - смотрит сентябрем! И хандра на него может напасть, и настроение приходит не то ни се. Словом, угрюм, подобно сентябрю, пребывает, как у нас сегодня говорят, в глубокой депрессии.

Похороны мух, предание о воробьях

В Семене Летопроводце много чего есть от язычества. К примеру, широко был распространен ритуал похорон мух и тараканов, которых олицетворяли с нечистой силой. Избавиться от них перед Новолетием означало очистить жизнь от всякой скверны, влияния потусторонних и прочих колдовских сил. И все происходило по -людскому , по человечески. Только вот гробики делали чаще всего из овощей - тыквы, морковки, свеклы, брюквы и так далее. Укладывали в них мух и тараканов, закрывали крышками, копали могилки и хоронили порядком надоевших насекомых. Естественно, осень и зима уже без них обходились, без их пронырства и назойливости. Удивительно, но факт - с наступление осени те же мухи и без похорон вдруг куда-то исчезали. Но чтобы их до наступления тепла и вовсе не было - существовал обычай в осенины дружно хоронить их. В ходу было поверье, что в полночь на Семенов день черт меряет воробьев. Поначалу собирает их у себя под полой свитки. Потом высыпает в четверик ( мера измерения). Тех, кто оказывался поверх четверика, смахивал прочь осиновым прутиком. Оказавшихся в четверике - убивал. Прочие улетали, зимовали где-то в закутках, земле и по весне давали новое потомство. Продолжали свой род. Такие вот поверья в народе ходили.

Семен Летопроводец в названиях многолик

Собственно, в них можно просто запутаться. Одних русских тьма! Первые осенины, Пасеков день, Луков день, Конец лета, Начало осени, Последний посев, Семен именинник, а то и просто Новый год. Белорусмы звали его по своему - Дзень Семена Стаубуна, украинцы - Василля свичка, Свадьба свечи. Болгары - Летни Симеонов ден, Нова година, сербы - Симеон Стоянник. И так далее и так по порядку. Суть же в том, что к началу сентября завершалась уборочная страда, подводился итог году и начинался новый со своими планами и задачами. Солнце поворачивало на зиму. И многое предстояло сделать к летнему солнце повороту.

Похожие материалы:

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом